^Наверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Работа базовой площадки

17 октября в 13.30 прошло 1-е заседание Базового учреждения, которое в этом учебном году работает по теме:

«Обновление образовательного процесса на пути к введению новых стандартов дошкольного образования»

Тема 1 Заседания «Педагог – ключевая фигура реформирования образования»

Повестка заседания:

1.Знакомство с планом на 2014-2015 учебный год - руководитель базового учреждения № 3 Гудеева Н.В.

2.Презентация «Взаимосвязь введения профессионального стандарта педагога с новыми нормативно-правовыми документами» - Гудеева Н.В.

3. Обсуждение профессионального стандарта педагога ДОО.

4.Анкетирование по внедрению ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 скачать Профессиональный стандарт педагога

 скачать План работы Базового учреждения №3 в 2014-2015 учебном году

 скачать Отчёт о работе базовой площадки МБДОУ №3 за первое полугодие 2014-2015 учебного года

скачать Рекомендации ко второму заседанию

 

 

Заседание № 3(31.03.2015 г.)

базового учреждения МБДОУ детского сада № 3

Семинар-практикум

Тема «ФГОС дошкольного образования.  Индивидуализация образования».

1.Презентация «Индивидуализация образования в условиях ДОО». – Фомина Н.А., методист ИМЦ

2. Разработка модели НОД с использованием театральной деятельности ( подгруппами).

3. Практикум«Театральная мастерская». Представление и проигрывание  практического материала, который педагог может использовать, планируя занятия с воспитанниками для индивидуализации образования,  развития эмоционально-коммуникативной сферы. – Лира О.В., воспитатель старшей группы МБДОУ № 3

3.Методические рекомендации по индивидуализации образования в условиях ДОО.

Присутствовало: 22 педагога из дошкольных учреждений района.

 

1. «Индивидуализация образования в условиях ДОО» -

методист ИМЦ Фомина Н.А.

Рисунок2

 

                 Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

В общих положениях ФГОС  в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

      Цель педагога:
создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих  возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Задачи педагога:
 -формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
-индивидуализация образования каждого ребенка;
-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
-своевременно выявлять, поддерживать  и развивать детские способности, детские интересы;
-формирование и развитие у дошкольников   качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;
-разработать  систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;
-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.

       После слайда №4

Условия для осуществления индивидуализации:
      1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
     2) поддержка  индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
      3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений      между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
      4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
    5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы  организация воспитателем индивидуализации детей:

    1.Механизмы (обязательные требования):

-диагностика способностей и склонностей ребенка;

-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:

целенаправленное использование метода проб и ошибок;
расширение спектра материалов, способов деятельности;
учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

-алгоритмы последовательности действий:

создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

   2.Специально организованные занятия в кружках,

   3.Специальные образовательные ситуации.

   4.Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

   5.Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

 

Результаты индивидуализации ребенка:

Диагностика траектории успешности
Детское портфолио
Детские проекты
Родительско – детские проекты

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Краткий сравнительный анализ двух подходов Индивидуализация образования Индивидуальный подход в образовании Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной 9 коррекции недостатков в развитии Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата Тактика: сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека «Хороший ребенок»: инициативный,самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы) Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения. В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно- исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности. Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении. При индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий (в широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций. Это, однако, не говорит о том, что воспитатели должны все время индивидуализировать обучение детей. Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся)  играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Другим примером является подгруппа детей, принадлежащих к какому-либо этническому меньшинству. Этих детей будет в некоторой степени объединять общий стиль учения, мировоззрение и язык, который характерен только для их общей культуры. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы. Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие- либо серьезные особенности развития. Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго. Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям. Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» 12 обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно. Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Индивидуализация предполагает обеспечение образовательных маршрутов каждого воспитанника, реализуемых в полном объеме только в случае активизации роли семьи, а также эффективного взаимодействия педагогов с воспитанниками на основе игры как приоритетного вида детской деятельности. Индивидуализация образовательного взаимодействия позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка. Качество образования важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве. Саморазвитие – краеугольный камень построения в каждом образовательном учреждении педагогического процесса, способствующего развитию компетентности ребенка, прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом, ибо одним из ключевых критериев готовности к школе традиционно рассматривается социальная, мотивационная готовность ребенка (Д.Б. Эльконин). Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление 13 преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ. Известно, что детство, в особенности дошкольное, – время установления базовых отношений ребенка с окружающим миром, время формирования интуитивной уверенности ребенка в том, что «жизнь хороша и жить хорошо, а если станет плохо, ему помогут, его не бросят» (М.В. Осорина, 1999). Каждый ребенок в сотрудничестве с миром взрослых «работает» над проблемой моделирования мира, творчески постигая законы и закономерности его развития. Причем в традиционной педагогике, ориентированной на формирование знаний, проблемы эмоционального взаимопроникновения мира взрослых и детей решаются крайне редко, как на уровне содержания, так и на уровне методов и приемов. Современный взгляд на сущность процессов воспитания и развития, нашедший отражение в ФГОС ДО, выдвигает организацию отношений мира взрослых и детей как одну из важнейших, фундаментальных целей образования. Многочисленные исследования в области социальной и детской психологии (А.Г.Асмолов, Ф. Дальто, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский, В. Оклендер, М.В. Осорина, В.И. Слободчиков, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) обнаруживают прямую зависимость между характером взаимодействия субъектов педагогического процесса и эффективностью решения взрослыми задач содействия развитию ребенка, его воспитания.

2. Разработка модели НОД с использованием театральной

деятельности (работа подгруппами). 

Рисунок7

 

 Рисунок5 

 3. Практикум  «Театральная мастерская» - проводит воспитатель

старшей группы МБДОУ № 3 Лира О.В.

        В данной разработке представлен практический материал, который педагог может использовать, планируя занятия с воспитанниками для развития эмоционально-коммуникативной сферы. Каждое занятие имеет определенную структуру:

       I часть — Приветствие (положительный настрой).

      II часть — основная (игры и упражнения на развитие мимики, пантомимики, разыгрывание этюдов, работа в парах и в команде).

      III часть — Прощание (обратная связь).

Для каждой части предложены несколько вариантов игр, упражнений, которые педагог может подбирать по своему усмотрению, опираясь на возможности, заинтересованность воспитанников.

         Цель: развитие у воспитанников выразительности мимики, жестов и движений.

         Задачи:

1. Дать детям представление о том, что люди используют мимику, жесты и позы для выражения своих чувств к различным внешним обстоятельствам.

2. Способствовать развитию умения оценивать настроение и состояние другого человека по внешним проявлениям.

3. Учить использовать мимику, жесты, позы в ходе вербального и невербального общения.

         Ход:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем играть в необычные игры. Когда-то давно кинофильмы были не только черно-белые, но и немые, без слов. Но зрители понимали, о чем этот фильм. Они плакали, смеялись и переживали вместе с героями киноленты. Как им это удавалось? (Ответы детей). Помогала им мимика и пантомимика. (Можно показать детям фрагмент фильма с Чарли Чаплином).

Давайте узнаем, что же такое мимика и пантомимика.

Мимику называют языком чувств, потому что настроение, мысли и чувства можно выражать с помощью мышц лица.

Например, давайте без слов покажем, как мы все рады друг друга видеть.

Упражнение «Я рад тебя видеть!». Замечательно у нас получилось! Не сказав ни слова, мы все увидели радость на лицах! А помогла нам в этом… Дети: Мимика.

Что же такое пантомимика? Это выразительные движения каждого человека — жесты, походка, осанка.

Упражнение «Привет». С помощью жеста ведущий просит детей «сказать»: Привет!

Ведущий: А теперь давайте объединим мимику и пантомимику (т.е. объединить два упражнения: улыбнуться и помахать рукой).

Ведущий: У нас получилось сказать без слов своим друзьям: Здравствуй, я рад тебя видеть! А теперь мы станем настоящими звездами немого кино.

I. Упражнение «Приветствие» (на каждое занятие выбрать определенное приветствие).

· Все участники ходят по залу — хлопок, ведущий предлагает поздороваться ладошками, локтями, глазами, мизинчиками, коленками и т.п.

· В парах. Поздороваться как друзья, короли, индейцы, древние люди, рыцари, шпионы, супер-герои.

· Ведущий ищет глазами одного участника и подмигивает ему. Если участник догадывается, что здоровались с ним, то машет ведущему рукой.

· Дети стоят в двух шеренгах друг против друга. По сигналу ведущего надо найти себе партнера с помощью контакта глаз. По второму сигналу надо подойти к тому, с кем встретился глазами. Должны образоваться пары

Рисунок4

 II. Основная часть.

1.

· Игра «Угадай наше настроение». 1 участник отворачивается. Остальные загадывают какую-то эмоцию и все вместе демонстрируют ее водящему. Ему необходимо догадаться.

· «Угадай, что мы хотим сказать». 1 участник отворачивается. Остальные загадывают какое-то слово (уходи, помоги, не знаю, привет) и показывают его с помощью выразительных движений. Водящему необходимо догадаться.

· «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». 1 участник отворачивается. Остальные загадывают какое-то действие (копал, умывался, пел, чистил зубы, играл на гитаре и т.п.). Водящему необходимо догадаться.

 

2.

· «Покажи предмет». На карточке изображен какой-то предмет (зонтик, карандаш, ластик, камень и т.п.). Каждому участнику надо изобразить свой предмет. Другие отгадывают.

· «Подарок другу». С помощью выразительных средств участник изображает подарок (самолет, кукла, мяч, машина, цветок). Тот, для кого этот подарок, должен догадаться. Можно брать подсказку остальных.

· «Передай». Все участники по кругу передают воображаемый предмет: уголек, печеную картошку, гирю, пушинку, колючку.

 

· Ровным кругом друг за другом

  Мы идем за шагом шаг.

  Стой на месте! Дружно вместе

 Сделаем: Вот так! (ведущий — ребенок выполняет какое-либо выразительное движение, остальные повторяют).

 

· «Зеркало», «Обезьянки» (в парах). Один участник ведущий, другой — зеркало (обезьянка), он должен повторить все движения, потом меняются ролями.

· «Тень». Все участники встают друг за другом. Первый — идет по залу, выполняя ряд упражнений. Остальные повторяют. Усложнение: ведущий дает задание первому участнику в секрете от остальных (например, вы пойдете по болоту, в горах, в лесу, по горячему песку, по берегу моря). Участники, повторяя все движения 1-го игрока должны догадаться, где все происходило.

· «Танец зверушек».

 

Тихо встаньте, улыбнитесь. Все в зверушек превратитесь!

Сколько в сад пришло зверей! Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто волк, кто птичка!

Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь!(дети танцуют, изображая задуманное животное).

 

3.Разминочные упражнения.

· Все идут по кругу. Раздается хлопок, все останавливаются в каких-то позах с определённым выражением лица. Ведущий задает вопрос: Кто ты сейчас? Где ты сейчас? Что ты делаешь сейчас?

· «Походка». По заданию ведущего (туристы, разведчики, петрушки, старички, гномики, военные).

· «Пластилин». Разминка рук. Ведущий дает задание (раскатываем между ладоней, лепим шар, вытягиваем, приплющиваем и т.д.).

· «Общий танец». Водящий в кругу под музыку выполняет 1 танцевальное движение, остальные повторяют. Водящий выбирает следующего игрока, а сам встает в круг. Игра повторяется.

· «Подарки». Принесли мы всем подарки,

                       Кто захочет, тот возьмет.

                       Вот вам кукла с лентой яркой,

                       Конь, волчок и самолет! (Все замирают в определенной позе. Ведущий выбирает 2-3 детей,              которые изображают задуманный предмет — подарок, остальные отгадывают)

 

4. Работа в парах.

· «Парное движение». Ведущий дает задание: пилим дрова, играем в мяч.

· «Скульптура буквы». Ведущий загадывает каждой паре свою букву (карточка с буквой).

· «Угадай, куда я тебя пригласил». Ведущий одному игроку из пары задает задание — пригласить (без слов) своего партнера по грибы, на чай, собирать цветы, в школу, позагорать, поплавать и т.д. Задача второго участника догадаться.

 

5. Работа в команде.

· Разыгрывание этюдов (см. «Психологическая помощь дошкольникам» Яковлева.)

· «Скульптура». Ведущий предлагает создать скульптуру «Радость», «Злость», «Удивление» и т.д.

Рисунок1

 

III. Заключительная часть.

· «Прощание глазами, жестом, мимикой».

· Обратная связь. После каждого занятия дети на индивидуальных бумажных кружочках рисуют веселый или грустный смайлик (понравилось или не понравилось занятие).В конце всего цикла ведущий раздает детям именную звезду артиста детского театра.

 

 

 

4. Методические рекомендации по индивидуализации образования в условиях ДОО

 

 

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей её массы.

 

В общих положениях ФГОС  в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

 

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

 

Условия для осуществления индивидуализации:

 

   1)обеспечение эмоционального благополучия через:непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

     2) поддержка  индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

     3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений      между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

     4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

    5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

 

Механизмы  организация воспитателем индивидуализации детей:

 

 1.Механизмы (обязательные требования):

-диагностика способностей и склонностей ребенка;

-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:

 

целенаправленное использование метода проб и ошибок;

 

расширение спектра материалов, способов деятельности;

 

учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

 

-алгоритмы последовательности действий:

 

создание педагогических условий для развития волевых качеств

 

–стремления довести дело до конца ребенком;определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

 

а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

 

2.Специально организованные занятия в кружках

3.Специальные образовательные ситуации.

4.Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5.Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

 

Результаты индивидуализации ребенка:

              -Диагностика траектории успешности

-Детское портфолио

-Детские проекты

-Родительско – детские проекты

 

 

 

 

Отчет о работе базовой площадки МБДОУ №3

 

2014-2015 учебный год

Базовая площадка дошкольного образовательного учреждения №3  второй год оказывает содействие в повышении уровня профессионализма педагогам района  по теме: «Обновление образовательного процесса на пути к введению новых стандартов дошкольного образования». Посещаемость  мероприятий была высокая – до 26 чел. Проведены все4 заседания. Участники проявили интерес крассматриваемым вопросам, так как они были актуальны и давали ответы  на новое содержание образовательной деятельности.  Показано 4 открытых занятия. Организовано ознакомление  с математической средой 2 младшей группы во время работы консультативного пункта.

 

Анкетирование в начале учебного года показало, что большинство педагогов продолжают затрудняться в реализации новой образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», слабо представляют,каким образом осуществлять индивидуализацию образования.

 

В прошлом учебном году былоподробно рассмотрено развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей через сюжетно-ролевые игры.  Поэтому заседания  в текущем году построили так, чтобы раскрыть создание развивающей среды,социо-игровые подходы в совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуализацию  образования.Педагоги познакомились с развивающей средой для игр - обрядовых, речевых, театральных, досуговых, настольно-печатных. Театрализованные исоцио-игры,которые были организованы со старшими дошкольниками  на открытых просмотрах, способствовалиразвитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками- это отмечали участники заседания.

 

Кроме того, был представлен опыт воспитателя Фонтош Н.Н. по духовно-нравственному воспитанию.Педагог обеспечила насыщение образовательной деятельности интересными событиями  (медиа-экскурсиями, целевыми прогулками), играми для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.Воспитатели позитивно оценили интересные находки  в реализации современных технологий социально-нравственного развития детей, способствующих формированию представлений о добре и зле,  воспитанию доброго отношения детей друг к другу.

 

В процессе проведения мероприятий воспитатели  получили  рекомендации по созданию модели организованной образовательной деятельности,по разработке промежуточных целевых  ориентиров планируемых результатов развития детей для Рабочей программы воспитателя.

 

В межсекционный период работал консультационный пункт по  обеспечению содержания  и условий реализации  модели образовательного процесса, направленного на позитивную социализацию и  коммуникативное развитие  детей. За консультацией обратилось 12 педагогов.

 

В ходе  работы базовой площадки МБДОУ №3 были разработаны следующие методические продукты:

 

  •  модель организованной образовательной  деятельности в контексте ФГОС ДО;
  • методические рекомендации  по индивидуализации образования в условиях ДОО;
  •  промежуточные целевые ориентирыобразовательной области «Социально-коммуникативное развитие»для Рабочей программы воспитателя.

 

 

 

 

Заведующий МБДОУ детского сада Н.В. Гудеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2013. МБДОУ №3 Советская Гавань Rights Reserved.